- Вспомогательный указатель издания
-
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ИЗДАНИЯ — упорядоченный (чаще всего в алфавитном порядке) перечень объектов текста: предметов, имен, названий, формул и т. д. и обозначений их места на страницах издания (адресные ссылки), благодаря чему можно быстро находить сведения о названных выше объектах, когда требуется справка или выборочное чтение издания.
В библиогр. пособии В. у. отражает сведения о документах в ином аспекте, чем в осн. тексте пособия.
В. у. и. — путеводитель главным образом по тексту, а также другим материалам издания.
Осн. требования к В. у. и.:
1) наиболее полное отражение содержания книги;
2) поисковость заголовков, т. е. такая формулировка их, по которой наиболее вероятен читательский поиск;
3) последовательность решений в построении и оформлении указателя;
4) точность адресных ссылок;
5) строгое соблюдение выбранного порядка расстановки рубрик;
6) эффективная поисковая система элементов (объектов) текста;
7) объяснение принципов составления В. у. и. в предисловии к такому указателю.
Требования к В. у. и методике их составления регламентирует ГОСТ 7.78—99. Он обязателен для всех без исключения издателей при выпуске офиц., науч., справ., производственно-практ. и учеб. изданий объемом свыше 15 уч.-изд. л. Здесь подразумевается, что такие издания запрещается выпускать без В. у., а не только без соблюдения редакционных требований стандарта. Для изданий других видов и меньшего объема применение стандарта факультативно, т. е. в них В. у. не являются обязательными, но, нужно добавить, во многих случаях очень желательными с точки зрения интересов читателя, особенно если издание будет использоваться в справочных целях или для выборочного чтения.
В. у. делятся на виды по многим признакам:
1. По объектам поиска: а) на предметные; б) тематические; в) ключевых слов; г) именные (лиц, персонажей, мифологических существ); д) названий (географических, учреждений, предприятий, организаций, растений, животных, заглавий изданий и произведений, заглавий серий и т. д.); е) нетекстовых элементов книг (иллюстраций, таблиц, диаграмм и т. п.); ж) выделяемых элементов текста (документов, цитат, аббревиатур, символов, формул и т. д.); з) примечаний особого вида, не выделенных из общей массы примечаний (напр., лингвистические, текстологические); и) произведений в сборниках (по жанрам, темам, др. особенностям).
Это В. у. лишь осн. объектов поиска. Особенности текста, разнообразие его элементов и запросов читателей могут породить и В. у. других объектов поиска.
2. По числу отражаемых объектов поиска: а) на однообъектные (отражают только один объект поиска, напр. имена лиц); б) двух- и многообъектные, или смешанные, или общие, или единые (отражают в одном ряду два, несколько или много объектов поиска — имена лиц, предметы, названия и т. д.).
3. По принципу расположения рубрик: а) на алфавитные; б) систематические; в) хронологические; г) нумерационные.
4. По составу и структуре рубрик:
а) на глухие (из заголовков и адресных ссылок);
б) дополненные (с подзаголовками, уточняющими или поясняющими заголовок);
в) аналитические (с рубриками, включающими подчиненные подрубрики);
г) аннотированные (с пояснениями-справками об объектах поиска);
д) комментированные (соединенные с комментариями или примечаниями, относящимися к объектам поиска).
5. По способу анализа материала издания: а) на формальные (составленные на основе формального упоминания в книге объектов поиска); б) содержательные (составленные на основе отбора только таких фрагментов текста об объектах поиска, которые значимы для читателя, даже если объект прямо в тексте не назван).
6. По степени охвата материала издания: а) на всеохватные (отражают весь материал издания); б) частичные, или неполноохватные (отражают лишь часть издания — напр., только осн. текст).
7. По степени детализации объектов поиска: а) на подробные (с самыми мелкими объектами поиска); б) краткие, или обобщенные (с крупными, осн. объектами поиска); в) подробно-обобщенные (с мелкими объектами поиска, если они представляют собой главный интерес читателя, и обобщенными, когда это прочие).
8. По полноте представления объектов поиска: а) на полный (отражает объекты полностью); б) выборочный (отражает не все объекты поиска, а только наиболее нужные читателю по назначению издания и преобладающему характеру его использования).
Издательский словарь-справочник. — М.: ОЛМА-Пресс. Мильчин А.Э.. 2003.